Следите за нами: rss twitter vk facebook

Добро пожаловать!

Внимание! Весь материал в разделе "Каталог статей". Приятного прочтения!
Основной » Статьи » Правоведение

Административное право

Понятие, предмет и объект отрасли административного права.

Административное право субъективно появилось с момента появления управления, с появления коллегий и министерств. Административное право является отраслью российского права и существует как совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственной управленческой деятельности. Каждая отрасль права подразделяется на правовые институты, как обособленные комплексы правовых норм, регулирующих общественные отношения в конкретном виде деятельности. Для административного права характерны такие институты, как: административная ответственность и административный процесс. Отрасли российского права отличаются друг от друга предметом и методом регулирования. Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности государственных органов исполнительной власти, регулируемых нормами административного права. Объектом изучения административного права является действующая в РФ законодательная база об ответственности за те или иные правонарушения. Регулирование общественных отношений предусматривает соответствующие формы и методы. Методы административного права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых регулируются управленческие отношения. В административном праве в качестве средств правового регулирования учитываются 3 юридических возможности: -) предписание -) запрет -) дозволение Предписание – это возложение прямой юридической обязанностью совершать действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Запреты - это возложение прямой юридической обязанностью не совершать действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Дозволение – это юридической разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой действия, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению. К другим методам правового регламентирования относятся: -) метод власти (подчинения) -) метод рекомендация -) метод согласования -) метод равенства


Функции деятельности государственных органов.

Органы государственной власти призваны реализовывать разнообразные функции и задачи по обеспечению жизнедеятельности государства и общества в целом. Органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные) постоянно и непрерывно реализуют функции государственного управления. Функции государственного управления – это специальная деятельность органа государственно власти по предметам своего ведения и в пределах своей компетенции с целью обеспечить жизнедеятельность государства и общества в целом. Функции государственного управления объективны по своей природе и реализуются по средствам принятия различных актов управления. В этих актах на основе решений органов государственной власти ставятся конкретные задачи, от решения которых зависит развитие общества. Функции всегда первичны, так как носят объективный характер, а задачи всегда вторичны, так как носят субъективный характер. К основным функциям государственного управления относятся: -) прогнозирование изменений в развитии каких-либо событий, явлений или процессов на основе полученной информации о прошлом и настоящем, а так же будущем, с учетом всех условий и факторов влияния. -) планирование – определение базовых направлений, формулировка целей, постановка задач и определенных мероприятий с выбором конкретных количеств и качеств показателей в организации жизни и деятельности общества. -) выработка, обоснование и принятие решений и организации их исполнения. -) распорядительство, координация, взаимодействие. -) правовое регулирование. -) учет людских, материальных и финансовых ресурсов. -) информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа. -) кадровое обеспечение. -) контроль.

Принципы деятельности государственных органов.

Органы исполнительной власти, выполняя возложенные на них задачи и функции, руководствуются рядом принципов. Под принципом понимается основополагающая идея, положение и подход, а так же причина, опирающаяся на обыкновенные закономерности в развитии процессов и явлений в природе и обществе. В организации деятельности исполнительной власти они отражают наиболее существенные стороны и подразделяются на правовые и организационные. К правовым принципам следует отнести: -) народовластие (демократия) -) социальная справедливость -) верховенство закона -) разграничение предметов ведения -) функциональная самостоятельность ветвей власти -) законность -) приоритет прав человека и гражданина -) легитимность -) гласность -) централизация и децентрализация -) федерализм и объективный учет интересов субъектов федерации, больших и малых народов и народностей К организационным принципам относятся: -) научность -) рациональность -) дифференциация (разделение и фиксирование функций и полномочий) -) ответственность -) сочетание единоначалия с коллегиальностью -) отраслевое управление -) территориальность -) функциональность -) линейность -) двойное подчинение

Предмет и задачи науки и дисциплины административного права.

Наука исследует систему знаний в тех или иных отраслях деятельности и теоретически вырабатывает законы и закономерности на основе объективной реальности. Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности государственных органов исполнительной власти, регулируемых нормами административного права. Основные задачи науки административного права: -) исследование предмета и объекта административного права в современных условиях. -) исследование методов и форм правового регулирования исполнительно-распорядительной власти. -) исследование правового органа исполнительной власти, как субъекта административного права. -) исследование правового положения субъектов в сфере государственного управления. -) исследование административно-правового статуса государственных и негосударственных служащих. -) исследование административно-юрисдикционной деятельности. -) исследование административного производства и его видов. -) исследование административного процесса и его видов. -) исследование административно-правового регулирования.

Система административного права и ее структура.

Система – это совокупность элементов и связей между ними. Система административного права предусматривает регулирование общественных отношений в различных сферах деятельности с помощью административно-правовых норм. В систему административного права будут входить все сферы и области ответственности раздела 2 КоАП. -) административное право в сфере посягательств на права и свободы граждан. -) административное право в сфере здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия и общественной нравственности. -) административное право в сфере охраны собственности, не зависящих от него форм. -) административное право в сфере охраны окружающей среды и природопользования. -) административное право в сфере промышленности, строительства и энергетики. -) административное право в сфере с/х, ветеринарии и мелиорации земель. -) административное право в сфере транспорта. -) административное право в сфере дорожного движения. -) административное право в сфере связи и информации. -) административное право в сфере предпринимательской деятельности. -) административное право в сфере финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. -) административное право в сфере таможенного дела. -) административное право в сфере институтов государственной власти. -) административное право в сфере защиты государственной границы. -) административное право в сфере порядкового управления. -) обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. -) административное право в сфере воинского учета.

Институты административного права.

Система АП делится на общую и особенную части. Общая – нормы, охватывающие управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана общественного порядка и др.). В общую часть входят пять групп институтов (под отраслей): -) регулирующих административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права); -) регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления); -) регулирующих административно-правовой статус негосударственных организаций; -) обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти; -) регулирующих принуждение по административному праву. В особенной части АП четыре под отрасли, объединяющие нормы: -) регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; -) регулирующие организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; -) регулирующие ее социально-культурную деятельность; -) регулирующие деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Понятие государственного управления и особенности государственно-управляющих воздействий.

Государственное управление – это практически организующееся и регулирующее воздействие государства на общественную жизнь и деятельность людей, в целом ее упорядочения, сохранения и преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, т.е. целесообразности, обоснования и эффективности государственного управления, выступает социальная сфера и наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданием, реальным бытием людей. Свойства государственного управления: -) в государственном управлении его управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляется и обеспечивается ею. -) государственное управление распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества, на другие общества и группы людей и даже за его пределами в рамках проводимых государством международной политики. -) государственное управление объективно, системно и организованно. Субъектом государственного управления выступает государство, как политико-правовая организация общества. Особенности государственного управления: -) государственное управление – это управление в масштабе всего общества, призванное управлять в рамках закона (посредством нормативно-правовых и других юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для любых видов и сфер человеческой деятельности. -) государственное управление является сложным социальным явлением. Оно многоэлементно и многомерность. Оно наполнено объективно-необходимым содержанием (целями и функциями) и имеет целесообразные формы – такие как структура и процесс. -) государственное управление существует чтобы удовлетворять потребности и интересы управляемых объектов, оценивать и структурировать их и намечать такие цели, которые приводили бы к прогрессивному результату. -) цель социального механизма можно изобразить в виде цепи: Потребности => Интересы => Цели => Решения (воля) => Действия => Результат => Потребности.

Правовое регулирование государственного управления. Предмет, метод, форма, структура. Правовое регулирование государственного управления – это деятельность государства по организации государственных органов и установлении правил их функционирования (деятельности). Его предназначением является упорядочение целеполагания функций, организационных структур и управление деятельности государственных органов. Предмет правового регулирования: -) отношения между государством, его органами и обществом, благодаря которому формируется государственно-управляющее воздействие. -) отношения внутри государства, между его органами по поводу распределения предметов ведения, объектов управления и необходимым им полномочиям с утверждением их статуса. -) волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственные управленческие процессы, регулируются либо по вертикали (иерархия несения государственной службы) или по горизонтали (между равными элементами). Метод правового регулирования – совокупность юридических приемов, средств, способов воздействия социально управляющих систем, входящих в государственный аппарат на социально-правовую сферу в целом и на ее составные элементы в частности. Способы правового регулирования: -) обязывание -) запрещение -) дозволение Формы правового регулирования – это внешнее выражение способов правового регулирования, заключенных в определенных документах (источниках административного права). Структура правового регулирования – это такое построение государственного управления, которому присущи соответствующие элементы и связи между ними. Элементами структуры являются: -) законодательное регулирование -) нормативное регулирование -) внутриподсистемное регулирование -) самоуправленческое регулирование (присуще общественным организациям). -) правоохранительное регулирование (присуще силовым структурам).

Объективные основы и субъективные факторы государственного управления.

Государственное управление – это практическое организационное воздействие государства. В качестве объективных основ государственного управления следует назвать: -) природно-географические условия. -) естественно-общественные условия, которые сформировались в результате длительного взаимодействия человека с природой (как происходило расселение людей). -) культурно-историческое наследие. -) производственная база, как основа существующего общества. -) система экономических отношений. -) духовная культура. -) научно-технический прогресс. Субъективный фактор государственного управления заключается в том, что любое государственное решение выдает человек. Система элементов субъективного фактора – потребности, интересы, цели, воля нормы, мотивы, установки, стимулы. В рамках этой системы формулируется или реализуется государственное управление. Характеристики субъективного фактора в области государственного управления: -) субъективный фактор в своем составе имеет элементы различного уровня развития. -) развитие самого субъективного фактора представляет собой сложный процесс, отражающий объективность действительности и различные аспекты деятельности человека, его устойчивость, самостоятельность, способность к восприятию изменений. -) различные элементы и свойства субъективного фактора с разной силой целенаправленно и рационально влияют на объективную действительность. Последствия влияния субъективных факторов так же многообразны от конструктивно созидательных до негативно разрушительных.

Административно-правовые отношения и их виды.

Административно-правовые отношения – это урегулированные административно-правовыми нормами, управленческие общественные отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных этими нормами. Административно-правовые отношения многочисленны и напрямую связаны с выполнением задач, функций, полномочия исполнительной власти в процессе государственной управленческой деятельностью. Административно-правовые отношения возникают по инициативе любой из сторон: граждан или государства. Виды административно-правовых отношений имеют свою классификацию по основаниям: -) по автономии сторон =) вертикальные =) горизонтальные -) по целевому назначению =) положительные – прогрессивные =) отрицательные – регрессивные -) по юридическому характеру =) материальные =) процессуальные -) по способу защиты =) в административном порядке =) в судебном порядке -) по длительности -) по территориальности -) по соотношению прав и обязанностей

Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы. Понятие, структура и виды административно-правовых норм.

Под механизмом регулирования в юриспруденции понимают все совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения. Под механизмом административно-правового регулирования понимают совокупность административно-правовых средств, которые воздействуют на управленческие отношения, организовывают их в соответствии с задачами государства. Элементами механизма административного права являются: -) нормы административного права и его принципы, объективированные в законах, указах Президента РФ и других нормативных актах. -) административно-правовые отношения -) акты применения норм административного права -) акты толкования норм административного права -) акты толкования норм административного права, издаваемые соответствующими органами. Административно-правовое регулирование имеет свои особенности: -) механизм административно-правового регулирования содержит только административно-правовые средства, под которыми понимаются нормы и отношения. -) механизм административно-правового регулирования реализуется в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в государстве. -) он направлен на обеспечение личных интересов граждан, поддержание законности и правопорядка в стране. -) механизм административного правового регулирования формирует правовую культуру. -) механизм административного правового регулирования обеспечивается принудительной силой государства. Административно-правовое регулирование состоит из стадий: -) издание административно-правовых норм -) возникновение субъективных прав и юридических обязанностей -) их конкретизация -) реализация прав и обязанностей -) защита прав при нарушении Под способами административно-правового регулирования понимают совокупность методов и приемов, влияющих на общественные отношения. -) императивный (властный) -) диспозитивный -) рекомендательный -) поощрительный Под нормой права понимается определенное правило, соблюдение которого гарантированно государством. Под административно-правовой нормой понимается определенное правило поведение в административной отрасли права. Нормы отрасли права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Административно-правовые нормы выступают регулятором общественных отношений в сфере функционирования механизма исполнительного и государственного управления. Административно-правовые нормы регулируют общественные отношения с целью обеспечения порядка в обществе и государстве, должны соответствовать интересам правового государства, затрагивают все субъекты, включая предписания, запреты и дозволения. Административно-правовые нормы вытекают из Конституции РВ, требований других законов и подзаконных актов. Административно-правовые нормы имеют временные и пространственные границы. Административно-правовые нормы выступают во многих сферах деятельности общества и государства (см. систему административного права). Административно-правовые нормы, установленные субъектами РФ, вторичны по сравнению с аналогичными нормами Конституции или законодательного характера. Административно-правовые нормы имеют традиционную структуру: -) гипотеза -) диспозиция -) санкция Административно-правовые нормы имеют виды: -) материальные -) процессуальные


Социально-экономические*право на образование; *право на жилище; *право на свободу литературного, художественного, научного, технического и др. видов творчества, преподавания; *право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Политические*право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; *свобода мысли; *свобода шествий; *право общаться лично. а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; *право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействии) органов государственной власти или их должностных лиц; *право на административное обжалование; *право на судебное обжалование; *право на объединение; *право мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Личные*право на личную неприкосновенность; *право на приобретение оружия, на хранение и ношение определенных видов оружия; *право на донорство; *право на перемену фамилии, имени, отчества; *право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; *права на управление транспортными средствами; *право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности


Источники

1.Смоленский М.Б. Административное право/М.Б. Смоленский. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

2.Правоведение: Учебник для вузов/ Под редакцией М.И. Абдулаева – М.: Финансовый контроль, 2004

3.Правоведение: Учебник / Под общ. ред. Г.В. Мальцева. М.:Изд-во РАГС, 2003

4.Головистикова А.Н. Административное право в таблицах и схемах.

Просмотров: 3435 / Добавил: EDITOR / Дата: 19.03.2024
Комментарии 2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Code *: